Что в Библии сказано об алкоголе: пить или не пить?

Что в Библии сказано об алкоголе: пить или не пить?

Упоминание об алкоголе можно встретить как в ветхозаветных, так и в новозаветных сюжетах. Самый распространенным библейским напитком является, конечно же, вино, упоминание о котором вы найдете порядка 200 раз. Но что именно сказано в Библии об употреблении алкоголя?

Что в Библии сказано об алкоголе: пить или не пить?

Откуда появился алкоголь?

Изобретателем этого дивного и любимого многими напитка считается ветхозаветный пророк и патриарх Ной, при котором был Вселенский Потоп. После глобальной катастрофы он высадился на землю и занялся виноделием (да-да, Ноя смело можно считать первым виноделом).

Ной-виноградарь. Мозаика в Соборе Сан-Марко.

Однажды он захмелел и уснул обнаженным — в таком непристойном виде его увидел собственный сын, Хам, который высмеял отца перед остальными братьями. За это Ной проклял род Хама и завещал, что его потомки будут рабами Сима и Иафета.

«Ной принялся возделывать землю и сажать виноград. Однажды, выпив вина, он опьянел и лежал обнаженный в своем шатре. Хам, отец Ханаана, увидел наготу своего отца и, выйдя, рассказал об этом братьям». (Бытие 9:20-22).

Следующее упоминание о вине мы встретим в истории Лота и его дочерей. Когда Господь решил разрушить Содом и Гоморру, то послал в город двух ангелов, которые вывели Лота (племянника Авраама) и его семью из города. Ангелы предупредили, что оглядываться нельзя. Но, убегая, жена Лота обернулась и окаменела. Лоту и его дочерям удалось спастись и они поселились в горах. Там дочери напоили Лота вином и после родили от него сыновей, основателей двух народов — моавитян и аммонитян.

«Лот и две его дочери покинули Цоар и поселились в горах, так как он боялся оставаться в Цоаре. Он жил в пещере со своими двумя дочерьми. Старшая дочь сказала младшей: — Наш отец стар, а здесь нигде нет мужчины, чтобы лечь с нами по обычаю всей земли. Давай напоим отца вином и ляжем с ним, чтобы сохранить наш род через нашего отца». (Бытие 19:30-32).

В «Книге Судей» можно обнаружить даже разговор растений, в котором виноградная лоза говорит о своем «веселящем соке»:

Но лоза им сказала: «Бросить ли мне свой сок — богов и людей веселит он, — чтобы править деревьями?»» (Судьи 9:13)

«…вино, веселящее сердце человека, и масло, от которого светится лицо его, и хлеб, укрепляющий его сердце». (Псалтирь 103:15)

Более того, Бог сам любил вино! И время от времени ему в жертву следовало приносить до 2 литров этого напитка:

«С первым ягненком приноси десятую часть ефы лучшей муки, смешанной с четвертью гина оливкового масла, и четверть гина вина для жертвенного возлияния». Исход 29:40

«Жертвенное возлияние при каждом быке пусть будет из половины гина; при баране — из трети гина; а при ягненке — из четверти гина вина». (Числа 28:14)

Но не стоит обольщаться — за пристрастие к алкоголю Бог мог и покарать:

«Я напою его вождей и мудрецов, наместников, начальников и воинов, и они уснут вечным сном и не проснутся больше, — возвещает Царь, Чье имя Господь Сил». Иеремия 51:57

"Таинство евхаристии", Никола Пуссен.

Но главным любителем вина стоит считать Иисуса Христа — он превращал кувшины с водой в вино и называл этот напиток своей кровью (так появилось таинство евхаристии, которое заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении).

Паоло Веронезе, "Брак в Кане Галилейской", 1562—1563.

Претворение воды в вино произошло во время брака в Кане Галилейской. Именно там Христос впервые явил славу Свою (Ин 2:11): по просьбе матери он превратил воду в вино. Распорядитель пира удивился — почему такое хорошее вино не подали к столу раньше?

Джотто ди Бондоне. Брак в Кане Галилейской. Фрагмент (распорядитель пробует чудесно сделанное вино).

А когда Иисус говорит, что вино есть кровь его, мы, скорее всего, представляем красное вино, так как оно является наиболее близким по цвету к крови. Но в I веке в Иудее было известно множество вин — об этом говорят Плиний Старший и талмудическая традиция. Археолог Патрик Макговерн (специалист по истории древних алкогольных напитков) утверждает, что иудейские вина I века больше всего похожи на Амароне с сильным привкусом изюма.

"Евхаристия", Сандро Боттичелли, 1495 год.

Стоит отметить, что в новозаветные времена вода не была достаточно чистой. Без должных систем очищения в ней было множество бактерий, поэтому люди предпочитали употреблять вино, от которого было меньше шансов заразиться. Так, апостол Павел советовал своему ученику прекратить пить одну воду (которая, вероятно, была причиной его желудочных проблем) и употреблять вместо нее вино. В те времена оно являлось продуктом брожения (содержало алкоголь), но не до такой степени, как сегодня.

womenzz.ru