- В последнее время термин «нанотехнологии» используется практически в любой отрасли, предполагая использование материалов и веществ с мельчайшим размеров частиц. Что это дает косметологии и нет ли в этом рисков для здоровья?
- Косметическая отрасль не стала исключением для нанотехнологий. Использование материалов с размером частиц порядка 1-100 нанометров (нанометр — одна миллиардная часть метра) имеет под собой цель повышения эффективности продуктов: доставки активных молекул в более глубокие слои кожи, более тонкое и равномерное нанесение при использовании, например, минеральных наполнителей в солнцезащитных средствах, уменьшение концентрации используемых веществ за счет увеличения эффективности их действия, улучшение стабильности активных компонентов (при условии включения их в нанокапсулы/наномицеллы) и многое другое.
- В каких продуктах используются нанонехнологии
- Экзосомы — не панацея
- Как узнать, применены ли нанотехнологии в средстве
- Важно знать
В последнее время термин «нанотехнологии» используется практически в любой отрасли, предполагая использование материалов и веществ с мельчайшим размеров частиц. Что это дает косметологии и нет ли в этом рисков для здоровья?
Косметическая отрасль не стала исключением для нанотехнологий. Использование материалов с размером частиц порядка 1-100 нанометров (нанометр — одна миллиардная часть метра) имеет под собой цель повышения эффективности продуктов: доставки активных молекул в более глубокие слои кожи, более тонкое и равномерное нанесение при использовании, например, минеральных наполнителей в солнцезащитных средствах, уменьшение концентрации используемых веществ за счет увеличения эффективности их действия, улучшение стабильности активных компонентов (при условии включения их в нанокапсулы/наномицеллы) и многое другое.
В каких продуктах используются нанонехнологии
Примеров косметических продуктов с использованием в составе наноматериалов множество, даже мицеллярная вода может быть продуктом нанотехнологии, если поверхностно-активные вещества в ее составе образуют наномицеллы.
Практически вся солнцезащитная косметика содержит в своем составе минеральные фильтры на основе наночастиц диоксида титана и оксида цинка.
Очень активно в косметических продуктах начали использоваться ферментированные экстракты и масла, в которых за счет наличия бактериальных метаболитов возможно образование наномицелл.
Другими вариантами являются, например, использование молекулярных кластеров на основе циклодекстринов с активными молекулами, которые тоже имеют размеры порядка нескольких десятков нанометров. Циклодекстрины способствуют повышению стабильности активов и обеспечивают их пролонгированное действие (при попадании в структуры кожи активные компоненты высвобождаются постепенно).
Сегодня на рынке косметического сырья есть продукт с олеосомами (смесь на основе ферментированных масел, формирующих мицеллярную оболочку вокруг гидрофильного активного вещества, и создающих мицеллы порядка 10-50 нм), которые также повышают стабильность активных веществ и позволяют снизить их концентрацию в препаратах, благодаря способности улучшать доставку активов в более глубокие слои кожи.
Экзосомы — не панацея
Одной из новинок косметического рынка сырья сейчас являются экзосомы. Это мицеллы, которые образуются у нас в организме и находятся в основном в межклеточном пространстве. Однако синтетически получить такие мицеллы сложно, не говоря уже о том, какова должна быть стоимость таких продуктов, да и «угадать» комбинацию необходимых веществ внутри мицеллы — это целая наука. Ведь для каждого организма эта комбинация своя и различается в зависимости как от времени суток и года, так и от физических особенностей.
Природа мудрее человека, все необходимое организм синтезирует и восполняет сам, а наша задача лишь помочь ему. Если же косметические средства будут регулярно в виде «экзосом» поставлять сырье для этого синтеза, то можно получить так называемый синдром отмены: нет субстрата – нет конечного продукта (коллагена, гиалуроновой кислоты, эластина).
Как узнать, применены ли нанотехнологии в средстве
По химическому составу на упаковке сложно определить, будут ли в косметическом средстве частицы с наноразмером. Это скорее вопрос технологии приготовления. При наличии хорошего оборудования и стабильной рецептуры можно добиться получения очень тонкой эмульсии порядка 50-100 нанометров. Как правило, если такое случается, то производитель может в маркетинговых целях указать это как плюс продукта на упаковке, ведь это повысит эффективность средства. Хотя при создании средства наноматериалы не использовались, они были «созданы» в процессе приготовления.
Грамотный технолог способен создать наноэмульсию из простых компонентов. По внешнему виду вы даже не определите, что это эмульсия – это будет просто прозрачная жидкость, поскольку частицы такого размера визуально нам не видны, да и не каждый микроскоп позволит их увидеть.
Кстати, наноматериалы в косметике используются с древних времен, можно сказать, со времен использования молока в косметических целях. Ведь молоко – это эмульсия с очень маленьким размером частиц/мицелл, порядка десятков нм.
Важно знать
Если при использовании натуральных нанокомпонентов польза очевидна, то применение современных наноматериалов изучено не всегда полностью. И если человек имеет чувствительную кожу и склонен к аллергии, то использование подобных средств, возможно, ему противопоказано. Из-за очень маленького размера наночастицы могут проникать не только глубоко в кожу, но и внутрь капилляров (особенно если их стенки недостаточно укреплены) и клеток. Таким образом, мы можем получить и системное действие какого-нибудь компонента, вместо ожидаемого местного, и усиление его действия при таком способе доставки.
Косметология, как и медицина, – персонифицированное понятие, поэтому важно не только усиливать и направлять действие препаратов, но и снижать их возможное побочное действие, а также обязательно предупреждать о свойствах и составе таких продуктов. И естественно, согласно ТР ТС 009/2011, при использовании в составе косметического средства наноматериалов производитель обязан указать это на упаковке и проинформировать потребителя.