Если честно, я до сих пор последние тридцать лет не могу привыкнуть, что продавщицы в магазинах у дома тебя не оскорбят и тебе не нахамят…
В СССР хамство продавцов было бесконечной темой для рассказов, фельетонов, фильмов а-ля «Дайте жалобную книгу».
Молодому поколению, желающему понять особенности советских продавцов, можно взглянуть на современных охранников с их вечным «синдромом вахтера». Лет сорок назад продавцы в магазинах были примерно как сейчас охранники у шлагбаумов.
Особо отборным хамством работники соцторговли разражались, если покупатель возмущался, к примеру, по поводу припрятанного под прилавком дефицита, по поводу жидко разбавленной сметаны, масла во вчерашней газете…
А действительно: почему же продавцы в Советском Союзе были такими, мягко, скажем, недобрыми товарищами? С вечно недовольными кислыми минами на лицах? Сейчас объясню подробно.
Сразу нужно уточнить — недобрым в СССР, увы, казался весь обслуживающий персонал. Не только в магазинах, но и в большинстве кафе, кинотеатров, столовок.
Но это вовсе не какой-то порок советской системы. Это ее неизбежная характерная особенность. А все потому что люди без принуждения — не ангелы…
Нет особых причин улыбаться клиенту
Во-первых, потому что советское обслуживание не являлось клиентоориентированным. За исключением разве что Прибалтики — там те же продавцы и официанты еще помнили прежние капиталистические порядки.
В остальном же «большом» СССР продавцу вообще не было никакого смысла улыбаться покупателю. Купит не купит — зарплата продавца от того никак не изменится. Да, накалякает что-то в жалобную книгу недовольный клиент — и что? Продавца все равно не уволят ведь… А если уволят — он пойдет без проблем в другой магазин: социалистическая экономика позора безработицы не знает.
Покупатель, он в другой магазин тоже не отправится так просто — один такой может на весь район с этим товаром быть… А если и пойдет куда-то в иное место за вот этими самыми дефицитными уховертками, то продавцу то что?
Вообще, работа продавцом в Советском Союзе считалось довольно хлебной. По причине все того же всеобщего дефицита. А потому на такие вакансии чаще всего вышестоящие начальники пристраивали сплошь своих людей, ни Бога ни черта уже не боявшихся.
Продавцы в СССР считали себя полноправными хозяевами магазином. И смотрели на покупателей сверху вниз, скажем так, как на жалких л.о..в. Свою законную добычу, что непременно нужно обмануть-обвесить, иначе не проживешь. А какой хищник будет со своей жертвой-то церемониться, а, дорогие друзья?
Не забываем, и какой непростой выдалась жизнь того послевоенного поколения. Советские продавщицы если что — это часто дочери погибших на войне отцов… Хлебнувшие немало лиха в тяжелом детстве. Так что особо тоже не имели причин улыбаться без повода.
Общие трудности работы
Продавцу при советской системе торговли работать крайне непросто.
Хотя б потому что нужно постоянно с кем-то из покупателей спорить по поводу наличия/отсутствия дефицитного товара. Требовалось работать с длинными и злыми очередями, в конце объясняя, что дефицит как раз на этих самых бедолагах закончился. Попутно отвечая на вопрос почему товар такого низкого качества. И избегая опасных проверок ОБХСС.
В общем, на самом деле, вечно недовольные клиенты тоже сами здорово мучили обслуживающий персонал. Хамили, получая в ответ такое же хамство. Тяжело сохранять спокойствие и не поддаться стрессу, если нужно в сотый раз за день объяснять:
- Колбасы больше нет и не будет.
Весьма выматывала и сама организация советских магазинов с их раздельными кассами на каждый отдел, чеками, ценами на кульках.
Ну как тут не начать грубить-то, не начать злость срывать… Хотя конечно, все люди разные. Продавцы, что могли пошутить, улыбнуться покупателю, тоже встречались.
***
Однако отмечу: при всем хамстве советских продавцов, я что-то не припомню, чтоб в СССР в магазине хоть раз забили до смерти хоть одного пожилого покупателя, случайно забывшего оплатить на кассе копеечный сырок. Как это в современной России порой случается!