Помните старый советский анекдот, где звучит крылатая фраза: «Кто же не знает старика Крупского»? Вот именно она, правда, несколько в другом контексте, приходит в голову, когда звучит имя Леонида Якубовича. Этот знаменитый усач знаком без исключения каждому россиянину. Каждый житель нашей необъятной Родины в разные периоды своей жизни столкнулся с ним: будучи ребенком, студентом, взрослым человеком. Все мы хоть раз в жизни смотрели эту нелепую по своей простоте, но такую добрую, с позитивной энергетикой передачу – капитал-шоу «Поле чудес».
Феномен безумной популярности Леонида Якубовича во многом перекликается именно с этим проектом.
Есть хотя бы один человек, готовый назвать еще один проект Леонида Аркадьевича, кроме знаменитого «Поля чудес»? Хотя и эта передача, давайте уж говорить честно, максимально проста и примитивна по нынешним меркам. Нехитрые правила: несколько взрослых, в здравом уме людей (правда, не всегда) пытаются отгадать по буквам загаданное на центральном стенде в студии слово, принося за это в благодарность какие-то нелепые подарки: от банки закатанных помидор или варенья до шапки-ушанки и вышитых бисером носовых платков.
Критики часто сравнивают Леонида Аркадьевича со скоморохом из киноленты «Андрей Рублев» Тарковского в исполнении Ролана Быкова, подчеркивая тем самым примитивизм его работы. Но простой народ был влюблен в Якубовича как в родного. Тысячи людей по всей стране сочиняли какие-то нелепые кроссворды, а счастливчики, которым улыбнулась фортуна и их позвало телевидение, в порыве благодарности тащили в чемоданах свои нехитрые презенты – расписание желающих принять участие в шоу было заполнено на долгие месяцы вперед.
***
А вот сам Якубович к своим игрокам относился, мягко говоря, странно. Вот, например, как сам Леонид Аркадьевич оценивал среднестатистического участника шоу:
«На дворе 21 век. Девять образованных взрослых людей на глазах у всей страны на полном серьезе угадывают по буквам слово. Слушайте, но это же диагноз! У меня был весьма показательный случай. «Мастер и Маргарита», — произношу я и начинаю читать отрывок. Поворачиваюсь, а передо мной три пары абсолютно стеклянных глаз. Спрашиваю: «Вы знаете Булгакова?» Они мне в ответ: «Нет». Но вы хотя бы читали «Мастера и Маргариту»? Они опять: «Нет». Какой еще вопрос я им мог задать? Как звали Маргариту? Я редко впадаю в ступор, но тогда растерялся не на шутку».
***
В 1991-м у Листьева уже просто не осталось времени заниматься этим развлекательным проектом. И тут Влад вспомнил о давнем приятеле, бывшем КВН-щике, шоумене и актере Леониде Якубовиче. Поначалу последний отказался, назвав себя «человеком с улицы». Листьев начал судорожно подыскивать замену и назначил Угольникова, но тот совершенно не вписался в это шоу. Пришлось вновь обратиться к Якубовичу, и когда тот согласился на пробы, то стало ясно, что он идеальный кандидат, да и сам Леонид Аркадьевич понял это, поэтому отказываться от предложения уже не стал.
***
В отличие от большинства своих коллег, Якубович не стремился занять место Листьева и не испытывал зависти к его таланту. Более того, он проявил удивительную преданность в одной из непростых ситуаций.
В 1994 году конкуренты решили подвинуть Влада Листьева с поста руководителя программы «Взгляд» и с этой целью похитили Леонида Якубовича, требуя от него чтобы он подписал документы и отказался работать с Владом. В то время похищения были обычным делом, и рассчитывать на помощь милиции было бесполезно.
Как позже вспоминал журналист Евгений Додолев, Якубович провёл три дня в плену, но не дрогнул под их натиском и остался верен Листьеву. После этого случая Леонида Аркадьевича стали уважать даже в криминальном мире. Впрочем, вскоре жизнь Листьева всё равно оборвалась.
***
С коллегами у Якубовича тоже были по большей части хорошие отношения. То ли их притягивала его харизма, то ли внешность этакого добряка, но люди всегда тянулись к нему, хотя характер у него далеко не сахар.
Кстати, раз уж мы заговорили о внешности, давайте подробнее остановимся на ней. Глядя на успех Леонида Аркадьевича, в очередной раз убеждаешься, что внешность — далеко не главная составляющая успеха.
Да, когда-то английские учёные доказали, что, мол, красивые люди куда более успешны. Но на примере Леонида Аркадьевича, да и массы других артистов, можно заметить, что красота, высокий рост, статность фигуры и т. д. не играют решающей роли в завоевании всенародной любви.
Главное — это харизма, искренность, способность чувствовать зрителя и умение вызывать у него положительные эмоции, дарить ему радость и умиротворение. Именно это и есть ключ к успеху.
***
Ну и несколько слов о детстве и корнях героя нашей публикации. Леонид Аркадьевич появился на свет в Москве летом 1945 года.
Некоторые интернет-издания сделали предположение о еврейском происхождении телеведущего, основываясь на именах его родителей — Риммы Шенкер и Аркадия Соломоновича Якубовича.
После окончания школы Якубович успешно сдал экзамены в три театральных вуза, но его отец настоял на получении серьёзной профессии. Так Леонид Аркадьевич окончил институт электронного машиностроения, но и там он смог проявить свой артистический талант, став участником местной команды КВН.
В личной жизни Леонид Аркадьевич был женат трижды. Он особо никогда не скрывал свою семейную жизнь, но и не выставлял её напоказ. В последнее время, когда по сети поползли слухи что у Якубовича есть молодая любовница которая родила ему ребенка (та самая Римма Агафошина, что открывает буквы), телеведущий замкнулся и отказывается отвечать на вопросы касаемые личного.
***
Итак, отвечая на главный вопрос: в чём же секрет популярности Якубовича среди зрительской аудитории, в том числе и среди старшего поколения?
Вероятно, ответ кроется в гармоничном сочетании формата шоу и личности самого ведущего. «Поле чудес» успешно пережило наступление эры интернета. В программе по-прежнему царит атмосфера настоящей глубинки, где дарят банки с закатками в подарок, дамы блистают в ярких нарядах, крутится знаменитый барабан и звучит сладострастный для ушей призыв «Приз в студию!» Глядя на это всё это «великолепие», невольно удивляешься: прошли десятилетия, а ничего не изменилось.
Чтобы понять этот феномен, следует прежде всего понять наш культурный код. Якубович кажется зрителю добрым, открытым и скромным человеком, без каких-либо признаков гордыни (на самом деле это не совсем так, но Леонид Аркадьевич талантливый актер). В то время как капитализм в его самой изощренной форме процветает, и всё население страны борется за социальные блага и одобрение общества. Но всё это внешнее, поверхностное не смогло перебить главное — потребность в простом, душевном, добром. Именно поэтому народ так любит Якубовича — седовласого дедушку с добрыми, как у кота из «Шрека», глазами.