В современном мире профессия актёра на любом этапе развития всё больше напоминает бездушный бизнес, где всё меньше остаётся от истинного искусства. Даже на стадии обучения в театральном вузе. Но почему так происходит? Зачем набирать и выпускать столько актёров, которые зачастую ломают свои судьбы?
Глядя на происходящее, в голову приходит только одна мысль — жадность. Именно о ней мы сегодня и поговорим.
***
Известно ли вам, сколько профессиональных актёров ежегодно выпускают профильные вузы? Цифры впечатляют. Но зачем в нашей стране столько артистов? Театры почти не посещают, а в киноиндустрии жестокая конкуренция и давно устоявшаяся «тусовка», куда чужакам вход закрыт. Даже в самые низкобюджетные и посредственные сериалы сейчас огромные кастинги с огромными очередями, а у кастинг-директоров в почте мёртвым грузом лежат миллионы видеовизиток и портфолио. Неужели вузы, их руководители, Министерство культуры и Министерство образования не осознают, что разрушают жизни многих людей, питая их ложными надеждами?
Вот наглядный пример из жизни. Недавно в Москве на киностудии им. Горького прошёл кастинг в полнометражный фильм. В настоящее время это большая редкость, артистов, чтобы сэкономить время, сегодня чаще отбирают онлайн. Но исключения из правил всё же бывают, остались ещё в стране режиссёры, которые хотят вживую пообщаться с артистом, чтобы понять, что он из себя представляет.
Так вот, желающих набралось около 3 тысяч человек. Актёры, которым довелось побывать на этих пробах, рассказывали, что за пять-шесть часов они даже близко не подошли к кабинету с кастингом. Отбор проводился до поздней ночи, но всех желающих посмотреть, конечно же, не успели. А ведь у каждого была надежда, что продюсер или режиссёр наконец заметит и даст заветную роль. Но такая удача одна на миллион, и подавляющее большинство современных артистов так и продолжат обивать пороги киностудий, подрабатывая либо аниматорами, либо курьерами.
***
Если изучить сайты актёрских агентств, можно увидеть, что в стране огромное количество активных артистов, исчисляемое миллионами. Но зачем нам столько актёров? Почему профильные вузы принимают так много студентов на актёрские факультеты? И почему люди стремятся стать актёрами, хотя эта профессия часто ассоциируется с бедностью?
Впрочем, с последними всё понятно: многие думают, что быть артистом очень легко. Вышел на сцену, попал в кадр, немного покривлялся — и вот уже карман пухнет от полученного гонорара. Кроме того, людьми часто движут амбиции и желание получить всенародную славу.
И вообще, зачем идти в артисты, когда в современном мире славу и деньги можно заработать в интернете? Когда человек поступает в театральный вуз, он часто обнаруживает, что профессия актёра трудна, зависима и не приносит больших денег. Лишь ничтожно малый процент актёров получает высокие гонорары, в то время как остальные вынуждены довольствоваться копейками, играя десятилетиями «кушать подано» в третьем составе.
Сколько же актёров выпускается? В одной только Москве есть пять основных учебных заведений, таких как Щепкинское, Щукинское, ВГИК, ГИТИС и МХАТ, а также множество актёрских факультетов в других институтах. Помимо этого существует филиал того же Ярославского театрального училища, куча актёрских школ и студий, имеющих лицензию на выдачу профессиональных дипломов.
По самым приблизительным оценкам, в столице ежегодно выпускается от 3 до 5 тысяч актёров, включая тех, кто окончил различные курсы и училища. Если же учесть Санкт-Петербург, Новосибирск, Тулу, Нижний Новгород и другие города, где есть профильные учебные заведения, то цифры становятся просто невероятными.
Иногда в год выпускается до 7 тысяч дипломированных специалистов, работающих в театре, на эстраде и в киноиндустрии.
Многие стремятся в Москву, чтобы попытать счастья, а на масштабные проекты и кастинги съезжаются со всей страны и даже из-за рубежа. В общем, актёров тьма. И, конечно же, работы для всех не хватает. Но искренне удивляет то, что некоторые учебные заведения продолжают набирать большие курсы — по полсотни человек!
***
Если изучить биографии и интервью знаменитых советских артистов, можно узнать, что в их время на курсах было не более 15 человек, и набор проводился не каждый год. После выпуска курса мастер отдыхал год или даже больше.
А что сейчас? Очевидно, что чем больше студентов на курсе, тем меньше внимания его руководитель сможет уделить каждому из них. Это негативно сказывается как на качестве самого образования, так и на последующих шансах выпускников попасть в театр. Вряд ли худрук какого-нибудь театра тратит столько времени на просмотр нескольких курсов с 50 студентами. Разве что ему совсем делать нечего. Кроме того, показ таких курсов в театре, как правило, невнятный, поскольку всем студентам сложно полностью раскрыться.
Сейчас ситуация непростая: в театрах сокращают актёров, объединяют театры, а бюджеты на постановки постоянно урезают. Труппы в большинстве театров забиты под завязку, а «старичков» попробуй сдвинь с места. В столице можно найти лишь несколько десятков вакансий в театрах, а куда деваться остальным? В результате растёт число безработных артистов, у которых постепенно разрушается самооценка, что приводит в итоге к депрессии со всеми вытекающими.
Зачем же так много людей хотят стать актёрами? Желающих огромное количество, а бюджетных мест мало, но многие готовы платить, и в этом кроется ответ на вопрос. Это просто бизнес.
Обучение в театральном вузе стоит очень дорого: например, в знаменитой Щепке — около 500 тыс. рублей в год, но есть и куда более дорогие варианты. Если раньше на курсе было всего несколько платных студентов, то сейчас есть полностью коммерческие курсы. Непонятно, в чей карман идут эти деньги, но это, без преувеличения, миллиардные доходы, заработанные на желании людей стать «звёздами». А вот о судьбе выпускников практически никто не задумывается.
После окончания вуза нет никакого распределения, а мастера курса помогают крайне редко. Это очень серьёзная проблема, решение которой, увы, пока не найдено. Многие выпускники боятся сменить профессию и перейти работать в другую сферу, продолжая надеяться на чудо и живя при этом в полной нищете, изредка довольствуясь съемками в низкопробных фильмах.
***
Как же решить эту проблему? Вот в чем вопрос. Возможно, стоит вернуться к практике, которая была в советское время: набирать меньше курсов и делать перерывы между наборами. Также необходимо ужесточить отбор, не допуская к обучению бездарных людей, которые получили места благодаря связям. Это поможет снизить количество случайных студентов.
Но кто захочет терять такие деньжища? С рабочими местами в театрах ситуация ещё сложнее. Была идея у Министерства культуры создать студии для неустроенных выпускников, предоставив им минимальные средства для старта. Но эта инициатива не была реализована, хотя могла бы открыть для зрительской аудитории множество новых талантов.
В результате, скоро число безработных артистов будет исчисляться миллионами. Многие из них тихо спиваются в ожидании чуда, а вузы в погоне за наживой продолжают выпускать тысячи студентов, которые никогда не смогут найти работу.