Катализатор – одна из самых дорогостоящих деталей, которая часто выходит из строя. В зоне риска – автомобили таких марок, как Kia и Hyundai, а также Nissan и Infiniti с двигателями VQ, QR, VK. Владельцам таких машин состояние катализатора стоит проверять при каждом техническом обслуживании. Почему это важно и как понять, что деталь пора удалять, рассказываем в новом материале.
В чем суть
Исправный катализатор трогать не нужно. Всё потому, что после удаления элемента изменится звук работы двигателя, появится громкий звон от пустого выпуска и усилится запах выхлопа.
Если заменить разрушенный катализатор универсальным, то такая деталь отличного качества, которая имеет напыление из драгоценных металлов, обойдется в круглую сумму. Скорее всего, большинство автовладельцев к этому не готовы. Кроме того, после удаления каталика придется перепрошивать авто под экологические нормы Евро-2, чтобы отключить вторую лямбду, контролирующую работу катализатора, или заменить ее на обманку. Весь комплекс работ тоже дорогостоящий, поэтому по возможности не стоит трогать исправный катализатор.
Чем опасен отработанный катализатор
Если катализатор уже отработал свое, то замены не избежать. Главное – сделать это вовремя. Если же металлический катализатор оплавится, то из-за этого вырастет давление на выпуске и загорится чек.
А вот если катализатор выполнен из керамики, то после рассыпания его пыль и мелкие частички попадут в цилиндры. Самое опасное – когда нет никаких ошибок касаемо эффективности работы катализатора. Лопнув в коллекторе в 20 сантиметрах от головки блока цилиндров, он быстро убьет мотор.
Чтобы такого не произошло, нужно следить за состоянием катализатора и удалить его в тот момент, пока он еще не развалился. В противном случае придется тратить куда больше денег и гильзовать двигатель.
Как проверить состояние катализатора
Лучший способ проверить состояние катализатора – это воспользоваться эндоскопом. В этом случае придется потратить время и силы, но этот способ хорош тем, что он максимально точный.
Доступ к катализатору можно получить, если снять первую лямбду и в отверстие просунуть камеру эндоскопа. Машина к этому моменту уже должна остыть. Важно понимать, что при откручивании датчик может сломаться из-за воздействия высоких температур. Поэтому если вы услышали щелчок при откручивании зонда, то его придется заменять.
Далее можно приступить к оценке состояния катализатора. Сделать это нетрудно. Если визуально видны повреждения сот, то катализатор подлежит замене. Если же он выглядит ровным и новым, то деталь лучше оставить.
После замены катализатора в идеале установить новый оригинальный выпускной тракт или же дорогостоящий и качественный спортивный каталик, который изготовлен из жаростойкого металла и обладает хорошим напылением. Стоимость такого катализатора обычно превышает 50000 рублей.
Менее затратные варианты – не ставить ничего, установить пламегаситель или универсальный катализатор. В первом случае машина будет издавать громкие звуки. Универсальные катализаторы неплохие, но стоят не всегда доступно. Самый бюджетный вариант – заменить катализатор на пламегаситель.