Тема выбора топлива вызывает дискуссии среди водителей уже много лет. Каждый автомобилист самостоятельно выбирает АЗС, где он будет заправляться, и оптимальную марку бензина, исходя из рекомендаций производителя. В топливной сфере сформировалось немало мифов, но далеко не все из них основаны на пустом месте. Нередко можно услышать мнение, что бензины марок АИ-92 и АИ-95 фактически «льют из одной трубы», поэтому переплачивать бессмысленно. Если не вдаваться в подробности, то эта точка зрения верна, но именно тонкости обуславливают разницу.
Технологии производства бензина постоянно подвергаются изменениям в угоду экологическим стандартам и иным требованиям времени. Многие опытные водители должны хорошо помнить этилированное топливо, которое повсеместно продавалось на АЗС по всему миру на протяжении десятков лет. Исследования показали, что содержащийся в нём свинец негативно влияет на окружающую среду, поэтому сейчас этот вид бензина запрещён во многих странах.
Присадка, в составе которой находится тяжёлый металл, использовалась для улучшения антидетонационных свойств топлива. В те времена попросту не было технологий, позволяющих производить бензин с нужным октановым числом путём перегонки нефти или крекинга. Сейчас ситуация изменилась, а от присадок по-прежнему не отказываются. Вместо этилированного бензина пришёл неэтилированный, но это не значит, что в нём нет сторонних добавок.
Современные решения позволяют добиться октанового числа вплоть до 100 без использования присадок, однако, себестоимость подобного топлива будет очень высокой. Именно поэтому после перегонки нефти и процессов крекинга итоговый показатель составляет порядка 80-85 единиц, что недостаточно для двигателя современного автомобиля. Как и раньше, октановое число повышают присадками, но вместо свинцовой добавки стали использовать различные эфиры.
Стоит отметить, что бензин марки АИ-92 доступен далеко не во всех странах. Многие мировые компании уже отказались от этого вида топлива на целом ряде рынков, но у нас он остаётся актуальным в связи с особенностями автопарка страны. Тем не менее, уже сейчас в дилерских центрах всё меньше автомобилей, в которые можно безопасно заливать 92-ой, поэтому на отечественных АЗС тенденции тоже будут меняться.
Вернёмся к распространённому мнению, что бензин АИ-92 и АИ-95 «льют из одной трубы». Если относить его к производственному процессу топлива, то это действительно верно. Фактически бензины двух марок не отличаются ничем, кроме октанового числа, которое было достигнуто за счёт добавления присадок. Исключение составляют фирменные марки топлива, которые имеют более «чистый» состав или дополнительные присадки при том же октановом числе.
В АИ-95 концентрация антидетонационных присадок выше по сравнению с АИ-92, поэтому он стоит дороже. Но это не говорит о том, что характеристики двух марок топлива аналогичны. Двигатель автомобиля, который рассчитан на бензин с октановым числом не менее 95, почувствует разницу, а в долгосрочной перспективе это может привести к преждевременным поломкам дорогостоящих узлов.