В современных автомобилях есть индикация на приборной панели, которая называется «CHECK ENGINE», у нас ее просто называют «ЧЕК». Если перевести это название на русский язык, то получится «проверь двигатель». Однако, сейчас эта лампа может загораться по неисправностям не только силового агрегата, но и по другим поломкам. Обычно это говорит о чем-то критическом, что нужно срочно исправить или отремонтировать. Но бывают такие случаи, когда «чек» загорается, а потом сам потухает буквально через пару дней или даже неделю. Нужно ли ехать на СТО к мастеру или это необязательно. Сегодня подробно расскажу.
Современные автомобили сейчас больше похожи на компьютеры на колесах. Все управление — двигателем, зажиганием, подачей топлива и воздуха, да даже работа АКПП (вариатора или робота – не важно). Все контролируется одним главным устройством это ЭБУ (электронный блок управления, который обычно стоит под капотом). И если у вас что-то отказывает, например соленоид в АКПП, автомат начинает пинаться, то у вас на панели загорается «чек». Для начала немного теории, для понимания процесса, но чуть ниже я раскрою причину и отвечу можно ли ездить
Процесс опрашивания
После того как вы поворачиваете ключ зажигания, рекомендую вам подождать буквально пару секунд.
В свое время в эти пару – тройку секунд, ЭБУ опрашивает все электронные системы на исправность. Если грубо выразится – они должны ответить о готовности к работе. Если что-то не отвечает или отвечает не верно. То автомобиль вообще может не запуститься. Например, неправильно работает датчик положения коленчатого вала.
Если же двигатель запустился, но вы наблюдаете «чек» на приборной панели, то тут могут быть как сложные неисправности, так и достаточно безобидные
Сложные неисправности
В 70% случаев индикатор CHECK ENGINE, указывает на сложные неисправности, например — вышла из строя свеча зажигания и у вас есть пропуски в двигателе или все тот же соленоид АКПП и т.д.
В этом случае лампа «чек» сама потухнуть никак не сможет. ЭБУ постоянно видит ошибку от этого узла. Да и если честно вы сами заметите нестабильную работу двигателя или коробки передач.
Некоторые производители, чтобы вы не угробили свой автомобиль, переводят машину в аварийный режим (это зашито в мозгах). У меня был АВЕО Т300, если там загорается «чек», то автомат работает только на 1 – 2 передаче и машина разгоняется только до 60 км/ч
Если у вас наблюдается нестабильная работа того или иного узла, срочно едем на СТО. Ну или по крайне мере подсоедините ELM327 к разъему OBD2 и считайте ошибку (я считаю что ELM327 адаптер должен быть у каждого автомобилиста). Тогда будет понимание насколько серьезно вы «попали» на ремонт.
Сложные неисправности (для примера опять — ошибки соленоидов АКПП), даже после исправления сами погаснуть не могут, ибо они имеют приоритетный уровень. В любом сканере, они будут висеть как «критические» или гореть красным цветом. После исправления неисправности их нужно будет сбросить, то есть через сканер – стереть и заново опросить ЭБУ.
Но в любом случае — тянуть не стоит, иначе можно натворить еще больше дел. Пинки, рывки, «троение», плавание оборотов и т.д., которые сопровождаются лампой «check engine» скорее всего что-то серьезное
Легкие неисправности
Однако бывает такое – запускаю машину, она работает практически идеально. А лампа «ЧЕК» горит на приборной панели. Что делать?
Такое также бывает, примерно в 30% случаев.
Если подключить сканер к такому автомобилю тогда можно увидеть не критические ошибки, на некоторых сканерах и программах они горят желтым. То есть вроде ошибка и есть, но блок работает более-менее, то есть имеет не критичные отклонения в работе
Что это может быть?
Например — свечи зажигания, вы запустили машину не с первого раза, их немного закидало бензином, потом они прокалились при работе двигателя и стали работать нормально, но ошибка висит.
Еще пример — катализатор, второй лямбда-зонт (второй датчик кислорода) который идет за ним. Залили плохое топливо, уровень кислорода в выхлопе изменился, и «чек» загорелся на приборной панели (особенно это критично для немецких авто).
Если отклонения небольшие, опять же (через сканер) будет гореть не критичная ошибка, я лично это называю — «желтая» ошибка.
«ЧЕК» сам погас – плохо это или хорошо?
Во многих современных автомобилях, диагностика может происходить чуть ли не при каждом запуске двигателя. И если у вас горела лампа – а потом погасла. Значит, как я писал выше, это была «желтая» неисправность. Она сама устранилась (опять же свечи прокалились) и сейчас блок начал работать исправно. Именно тогда автомобиль, сам может погасить лампу «CHECK».
Катайтесь и не парьтесь, значит, вас пронесло в этот раз. Для машины никакого вреда тут нет
Если у вас «красная» или критическая ошибка, сам по себе этот индикатор погаснуть не может. Как я писал сверху, даже после ремонта его нужно будет убрать из памяти ЭБУ, ибо сам он так просто не уйдет